Курьер
Описание
Тема урока: Решение задач по теме
Класс: 10
Уровень изучения предмета: базовый
Место урока: пятый урок в разделе
Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся
будут знать и понимать смысл первого закона термодинамики; уметь применять первый закон термодинамики к изопроцессам изменения состояния идеального газа
будут владеть практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии с использованием: первого закона термодинамики.
Задачи развития: способствовать развитию навыков логического мышления в ходе решения качественных задач, самостоятельной работы при выполнении тестового задания входной диагностики и при самостоятельном решении задачи, коммуникативных умений, навыков взаимодействия при работе в группе, паре.
Задачи воспитания: содействовать воспитанию культуры учебного труда, аккуратности, формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля результатов учебной деятельности;
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков при решении задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.
ХОД УРОКА:
Организационный этап (2 мин)
Задачи этапа: создать в классе комфортное эмоциональное настроение, мобилизовать учащихся на продуктивную учебную деятельность.
Доброе утро. Надеюсь, вы в хорошем настроении. Я желаю всем успеха на сегодняшнем уроке. Уверена, что у вас все получится.
2) Этап актуализации знаний(5 мин)
Задачи этапа: создать условия для активизации мыслительной деятельности, оперативного применения знаний; проверить теоретическую готовность учащихся к уроку, выявить индивидуальные затруднения.
Учащиеся выполняют задания входной диагностики
Первый закон термодинамики для изобарного процесса
А.Q = A + ∆U В. Q = ∆U С. Q = A D. A = - ∆U
2. Для изотермического расширения характерно
А. изменение давление положительно
В. работа равна нулю
С. Внутренняя энергия возрастает
D. Количество теплоты идет на выполнение газом работы
3. Для изохорного охлаждения характерно
А. изменение давление положительно
В. Над газом выполняют работу
С. Температура газа увеличивается
D. работа газа равна нулю
4. Насколько изменится внутренняя энергия газа, если ему сообщили 15кДж теплоты и выполнили над ним работу в 25 кДж?
А. 10кДж В. -40кДж С. 40кДж D. -10кДж
5. При теплопередаче газу количества теплоты 300Дж его внутренняя энергия уменьшилась на 100Дж. Какую работу совершил газ?
А. 300Дж; В. 100Дж; С. 200Дж; D. - 100Дж; Е.400Дж.
Учащиеся обмениваются работами в парах и проверяют друг друга.
Ответы: 1. А, 2. D, 3. D, 4.C, 5.E.
Мы оценили уровень вашей фактической подготовки по этой теме на данный момент.
Не переживайте, если ваш результат ниже того, на который вы рассчитывали.Мы с вами для того и учимся, чтобы повышать ваши учебные достижения. (Мотивация).
Этап целеполагания (2 мин)
Задачи этапа: создать условия для понимания и принятия учащимися цели учебной деятельности
Формулировка темы урока: Итак, ребята, анализируя только что проведённый тест, можете ли вы определить тему нашего занятия. Что же это за тема?
(Решение задач по теме )
Чему же мы будем сегодня учиться? Какие цели урока вы ставите перед собой? (Учащиеся сами формулируют цели урока)
Корректировка поставленных целей.
В качестве девиза сегодняшнего урока предлагаю высказывание Рене Декарта . Как вы понимаете смысл этого выражения? (Ответы учащихся).
Этап решения качественных задач (4 мин)
Задачи этапа: создать условия для проблемно-поисковой и познавательной деятельности через решение качественных задач.
Формулировка 1 закона термодинамики для случаев, если:
А)работа совершается над газом ΔU=Q+А[1]
Б) газ сам совершает работу Q=А+ ΔU
Задача.1. На графике показан процесс расширения газа, который сопровождался уменьшением давления. На каком из участков графика работа газа была наибольшей?
1) АВ 2) ВС 3) CD 4) одинаково
Решение: на графике зависимости давления газа от его объема работа газа численно равна площади фигуры под графиком. Максимальная площадь будет под участком АВ.
Ответ: 1
В зависимости от процесса, происходящего с идеальным газом, значения изменения его внутренней энергии, работы, совершенной силой давления газа, и количества теплоты, полученного или отданного газом, могут быть равны нулю, больше или меньше нуля. Каковы знаки ∆U, Q, А, если газ в сосуде с поршнем сжимают, причем температура газа не изменяется?
Ответ: ∆U = 0, Q < 0, А < 0
Для одинакового увеличения температуры идеального газа при изобарном нагревании требуется большее количество теплоты, чем при изохорном нагревании. Почему?
С идеальным газом определенной массы осуществлен процесс, график которого представлен на рисунке. Как изменяется внутренняя энергия газа на каждом участке цикла?
Ответ: 1 --> 2: увеличивается, 2 --> 3: не изменяется, 3 --> 4: уменьшается, 4 --> 1: не изменяется
Здоровьесберегающая пауза (2 мин)
Задачи этапа: снять умственное и физическое напряжение, предотвратить переутомление учащихся.
Этап решения расчетных задач
Задачи этапа: создать условия для проблемно-поисковой и познавательной деятельности через решение задач, способствовать развитию навыков взаимодействия при работе в группе.
Значение температуры идеального одноатомного газа, количество вещества которого ν = 20 моль, изобарно изменили. Определите сообщенное газу количество теплоты, если значение начальной температуры газа Т1 = 300 К, а занимаемый им объем увеличился в α = 3 раза по сравнению с первоначальным.
Q = 249 кДж
График процесса перехода идеального одноатомного газа из состояния 1 в состояние 2 представлен на рисунке. Определите количество теплоты, отданное газом.
Q = −14,8 кДж
Этап самостоятельного решения задачи в тетрадях(4 мин)
Задачи этапа: организовать образовательную деятельность учащихся для развития навыков самостоятельной работы.
№ 385, 403
-Во время расширения газа, вызванного его нагреванием, в цилиндре с площадью поперечного сечения S = 200 см[2] газу было передано количество теплоты Q = 1,5 :: 10[5] Дж, причём давление газа оставалось постоянным и равным р = 2 :: 10[7] Па. На
сколько изменилась внутренняя энергия газа, если поршень передвинулся на расстояние Δh = 30 см?
Решение. Согласно первому закону термодинамики в форме Q = ΔU + А, где А = pSΔh -- работа, совершённая газом. Отсюда ΔU = Q - pSΔh = 30 кДж.
Ответ: 30 кДж.
9) Подведение итогов занятия. Выставление отметок (3 мин)
Задачи этапа: самоконтроль и выяснение учащимися уровня своей компетентности, обнаружение ошибок и трудностей. Подведение итогов урока.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Проанализируйте, достигнуты ли цели нашего урока? (Ответы учащихся).
10) Домашнее задание(1 мин)
Повторить параграф 14 (у кого за тест меньше 5 правильный ответов)
Упр.10 (3,4)
11)Рефлексия(1 мин)
Задачи этапа: побуждение учащихся к рефлексии
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
17 апреля, 2017
Мария
Город
Мозырь
Возраст
29 лет (27 июня 1995)
7 августа, 2017
Татьяна
Город
Мозырь
Возраст
38 лет (14 сентября 1986)
5 февраля, 2017
Татьяна
Город
Мозырь
Возраст
37 лет (27 мая 1988)